Наполнение содержанием
После того, как вы определились с формой и примерно представили, что и как будет происходить (ведь каждая форма подразумевает те или иные каноны) беремся прописывать «наполнение» сценария. На этом этапе нужно придать торжеству изюминку, придумать сюжет, по которому будут развиваться события.
Например, к 8 Марта на концерте ведущие могут спорить, кто главнее мужчины или женщины, и в финале прийти к решению, что они дополняют друг друга; на флэш-мобе к 1 сентября танцы могут быть про школьные предметы или отображать взросление малышей на школьной скамье в хронологическом порядке. Главное, чтобы сюжет развивался логично и интересно для зрителя, и заканчивался развязкой с озвучиванием определенных выводов.
Шаг 3. Составьте концепт курса
Концепт — краткое описание идеи курса: о чем он, как это будет выглядеть, какие испытания ждут пользователя (тест, диалоговый тренажер), кто из персонажей даст обратную связь.
Продумайте в какой момент давать теорию и практику. Отталкиваться стоит от целевой аудитории. Если знания по теме нулевые — сперва теория, если люди в теме — практика.
Не забывайте и о сюжете. Я обычно использую классическую трехактную структуру повествования (сторителлинга):
- погружение в конфликт;
- развитие событий;
- развязка.
Это сокращенный вариант цикла Колба — теории, которую используют при очных тренингах. Суть: сперва пользователю дают небольшое задание, и он его проваливает. Далее, по ходу истории, пользователь учится вместе с главным героем. В финале очередное испытание. На этот раз пользователь может получить пятерку, если хорошо усвоил материал.
Для меня концепт — это небольшой документ в Word, в котором я собираю воедино все элементы курса в виде небольшого рассказа.
Итоги шага: готово краткое содержание курса, понятно, когда давать теорию и практику, какие упражнения больше подойдут.
Линейное повествование
Самый простой вид композиции, когда сюжет двигается от начала до конца, последовательно, в хронологическом порядке рассказывая необходимые для понимания события. То есть по одной линии.
История же двигается вслед за главным героем. И зритель видит то же самое, что герой. Примеров таких фильмов много. Взять хотя бы «Звездные войны. Новая надежда». Как только мы встречаем Люка, камера практически неотрывно за ним следует вплоть до финальных титров. Это только его история, рассказанная последовательно от начала до конца.
Но даже если в рамках фильма будут предусмотрены две сюжетные линии с одним героем, например, одна история про работу, а другая про личную жизнь, рассказаны они будут все равно в хронологическом порядке.
Истории в реальном времени
Частный случай линейного повествования – это истории в реальном времени. В них события внутри фильма занимают столько же времени, сколько идет сам фильм. На этом, например, построена концепция сериала «24» с Кифером Сазерлендом. А среди полнометражных фильмов стоит вспомнить классический фильм Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин».
Параллельное линейное повествование
Чуть усложненный вариант предыдущей структуры. Отличие в том, что в ней задействовано несколько героев, у каждого из которых своя сюжетная линия.
Этот подвид композиционной структуры включает в себя совершенно разные по уровню сложности истории. Этот уровень можно отследить по некоторым критериям:
- Количество сюжетных линий.
- Они равноценны или одна главная, а другие второстепенные.
- Истории разделены по пространству и времени или происходят примерно в одно время в одном месте.
Конечно, проще всего найти историю с двумя сюжетными линиями, где одна главная, а другая второстепенная, оттеняющая главную. Такие истории преобладают в полнометражных фильмах.
Но, например, в «Облачном атласе» шесть сюжетных линий, среди которых нельзя выделить какую-то главную. Причем все они максимально отделены друг от друга и временем, и пространством, нигде не пересекаются. А вот в романтической мелодраме «Обещать не значит жениться» истории частично взаимосвязаны. Второстепенные персонажи одной сюжетной линии становятся главными в другой. Поэтому пространство и время у этих историй общие. И, кстати, выделить в этом фильме главный сюжет тоже не получится.
Важно отметить, что в любом случае внутри каждой из сюжетных линий сохраняется хронологический порядок повествования
Закольцованное повествование
Художественный прием, когда первая и последняя сцены истории повторяются, тем самым закольцовывая сюжет. Это может быть как в прямом смысле повтор одной сцены, так и похожая сцена с небольшим изменением.
Первый вариант подходит для сюжетов, где герой ничему не научился. Второй – где, наоборот, нужно подчеркнуть изменения персонажа.
Отдельный вариант такого повествования – когда в начале истории показывается кульминация, а потом рассказывается, как именно герой попал в такую ситуацию. Так начинаются «Бойцовский клуб», «Области тьмы» или уже названый выше «Облачный атлас». Но опять же нужно понимать, что это все еще разновидность линейного повествования, а в остальном сценарий строится хронологически.
Снежинка и взрыв
Структуру снежинки имеют истории, которые состоят из несколько разных сюжетных линий, начинающихся в разных местах, но в финале сходящихся в одной точке. Например, по такому типу выстроены «Мстители: война бесконечности». Каждый из героев начинает путь со своей точки, но в конце они двигаются к битве с Таносом.
Обратным примером снежинки будет структура взрыва. В ней наоборот все события провоцируются одним общим событием, а потом герои расходятся, каждый в свое приключение.
Спиральные истории
Истории, движущиеся по спирали – это в основном детективы или триллеры, чей сюжет построен вокруг одного события, смысл и детали которого раскрываются перед зрителем постепенно.
Последний из громких примеров фильма с такой композиционной структурой – «Достать ножи» Райана Джонсона. На протяжении всей истории мы раз за разом возвращаемся к ночи, когда погиб глава семейства Харлан Тромби. Но самое забавное, что изучение этой ночи с точки зрения детектива Бенуа Бланка показано последовательно. А значит, мы все еще имеем дело с разновидностью линейной истории.
Придумайте персонажей
Теперь займитесь персонажами. Определитесь, сколько их будет, и наделите определёнными чертами характера. Чтобы зрители поверили в реальность их существования, старайтесь брать прототипы из реальной жизни.
Да и некоторые из подслушанных диалогов без зазрения совести можно вписать в сценарий. Ни один автор не придумает лучшего сценария, чем обычно подбрасывает нам сама жизнь.
Не следует делать из главного героя супермена или идеального человека. Таких в реальности не существует. Пусть у него будут какие-то слабости и недостатки, но он постоянно старается их преодолеть. Увидев подобный персонаж, зритель найдёт что-то общее с самим собой и проникнется к герою симпатией и сочувствием.
Не спешите показать все прелести задействованных в сценарии лиц в самом начале повествования. Раскрывайте их хорошие и не очень качества постепенно под действием каких-то внешних обстоятельств.
Жанр, стиль, формат
Мини-лекция преподавателя Санкт-Петербугской школы телевидения, посвященная различиям жанра, стиля, формата. Неискушенному человеку сложно уловить тонкости, отличающие эти три понятия. Их знание позволяет оправдать надежды аудитории и заказчика, уверенно ориентироваться в сфере, писать, грамотно формируя произведение. Ведущая сделает краткое описание каждой категории. По ее определению жанр – это грубая настройка, стиль – тонкая настройка, калибрующая каждую деталь, часто присущая определенному режиссеру, а формат – производственный шаблон, созданный для удобства работы.
План сценария
Начните писать свой сценарий в виде набросков, постепенно формируя предварительную версию. План сценария — это ряд предложений, примерно описывающих последовательность событий, которые по вашей идее происходят в истории. Предварительный сценарий — это всего лишь план в расширенной форме, где каждый параграф описывает итоговую версию каждой сцены. План и предварительная версия — ваши рабочие документы, и их не обязательно показывать кому бы то еще.
Потратьте несколько минут на изучение описания истории, представьте ее в виде 3 актов, чтобы понять, как сформировать общий образ картины. В первой акте вы представляете зрителю актеров и окружающую среду героев. В текстовом редакторе начните со списка актеров и особенностей окружающего мира, соберите все вместе в примерный план действий и событий, которые будут начинать ваш рассказ. Включите общее описание о том, что, когда, где и с кем происходит.
Во втором акте между персонажами возникает некий конфликт или противоречие при попытке добиться некоторых задач. Следующая страница вашего документа будет содержать описание конфликтных ситуаций, которые, по вашему мнению, переживают герои.
В третьем акте между персонажами происходят какие-то заключительные столкновения, приводящие к разрешению конфликта. Придумайте некоторые события, которые, как вам кажется, смогут привести к логичному завершению вашей истории, и запишите их в текстовый редактор.
Многие сценаристы любят писать финальную историю прежде, чем придумают середину рассказа. Как это обычно бывает, середину истории труднее всего сделать интересной и увлекательной, тогда как хорошее начало и конец придумать намного проще.
Теперь у вас есть примерные наброски плана. Самое время перейти к вашим персонажам.
Памела Дуглас «Искусство сериала: Как стать успешным автором на ТВ»
Жизненно необходимая книга для сценаристов сериалов. В ней Памела Дуглас раскрывает все нюансы внутренней кухни производства именно многосерийных шоу.
Какой график у производства сериалов? Когда в сценарные комнаты ищут новых сотрудников? Какая выстраивается иерархия среди сценаристов при производстве сериалов? И самое главное: в чем отличие сериальных сценариев от кино?
А различия достаточно существенные. И несмотря на то, что книга описывает работу американских телеканалов до наступления эры стриминговых сервисов, основные правила все еще остаются актуальными, в том числе и для российских телесериалов.
Пишем сценарий документального фильма
Теперь, когда на руках уже есть необходимый материал, можно приступать к написанию сценария вашего документального фильма.
Конечно, можно сразу приступить к монтажу и попытаться создать историю там. Но если вы настроены на качественную работу, все же потратьте время на сценарий.
Запишите вашу историю, ориентируясь на итоговый сценарный план, отснятые кадры и собранные дополнительные материалы. Для удобства по возможности сразу указывайте номер дубля и тайминг исходного видео. Так вы потом сэкономите много времени.
Помните, структура документального фильма должна содержать в себе основные драматические принципы: конфликт, интригу, развитие действия, кульминацию и т. д.
Постарайтесь как можно больше рассказать без слов – через видео, музыку и символы.
Если выяснится, что чего-то не хватает, придумайте, как заполнить пробелы. Помните, что для этого не обязательно возвращаться на место съемки. В последнюю очередь пропишите закадр. Если он нужен, конечно. И только там, где без него не обойтись. Помните, что это именно кино, а не репортаж.
Не бойтесь отсекать лишнее. Короткий, но концентрированный и драматургически выстроенный фильм лучше всеобъемлющей, но размазанной истории.
И не спешите сразу садиться за монтаж. Очень часто хорошие идеи и ходы приходят в голову через пару-тройку дней после написания сценария.
Теперь сценарий вашего фильма готов. Осталось его только смонтировать.
Шаг 6. Проверьте сценарий на соответствие целям и задачам курса
К чему приводят курсы без цели и задач, подробно написано в первом уроке.
Проверьте, достаточно ли раскрыта тема или стоит добавить информации? Чему сотрудник научится? Сможет ли использовать знания уже завтра?
Пример: нужно обучить новобранца пяти ступеням продаж. В курсе много теории, разбитой на блоки: Вступление в контакт – Выявление потребностей – Презентация товара – Отработка возражений – Завершение сделки. Но нет ни одного кейса, не прописаны скрипты, практика далека от реальных ситуаций.
Чему научится человек? Пяти ступеням продаж! Сможет ли он использовать знания в работе? Нет. Задача выполнена, но цель не достигнута! Эффективность — ноль. Все потому, что у курса сбит прицел. Ваш должен стрелять в десятку.
Теперь вы знаете, как написать сценарий для курса. В следующем уроке мы расскажем, как сверстать и задизайнить курс.
А если у вас есть идеи как можно улучшить текст — расскажите нам. Мы будем рады доработать материал!
← Предыдущий урок Следующий урок →
Как написать сценарий: алгоритм действий, советы
Сделайте набросок сценария и структурируйте его в соответствии с тем, что вы уже узнали. Вот алгоритм ваших действий:
- Сначала освойте трехактную структуру
- Поворотные моменты и нарастание напряжения
- Создайте главного героя и цель, которую нужно преследовать
- Придумайте могучие невзгоды, стоящие на его пути
После этого подумайте, как вписаться в структуру сценария. Вот еще советы:
- Сохраняйте правильные пропорции между первым, вторым и третьим действиями.
- Подумайте, что является первым и вторым поворотными моментами, какая кульминация будет у вашего сценария.
- А конфликты усиливаются? Ведь, как говорилось выше, ровная история никому не интересна.
В вашем сценарии есть описание важных сцен, которые отлично рассказывают ту или иную историю? Правильно составленный план позволит избежать неудач
Поэтому важно потратить немного времени на определение и точную настройку всех этапов сценария
Вот еще несколько важных советов:
- Изучите основы форматирования или загрузите программу, которая отформатирует текст за вас. Большинство начинающих писателей больше всего времени тратят на этот процесс. По какой-то причине они думают, что самая большая проблема при написании сценария — это сам текст и расставить все на свои места.
- Не думайте о камере и избегайте официальной речи или какого-то жаргона. Пусть режиссер, основываясь на ваш киносценарий, сам подберет лучшие кадры, а актеры скажут все сами и «оживят» текст своими уникальными фразами.
В итоге, вы дойдете до того момента, когда начинающему сценаристу придется перейти от теоретических основ к практике. Так что постоянно пишите, и если возможно, то ежедневно. Даже если вам сложно и не хочется, все равно пишите. Будьте готовы к исправлениям. Как однажды сказал Эрнест Хемингуэй: «Первый набросок чего угодно — дерьмо». Запомните это. Удачи и приятного творческого процесса!
Советы новичкам
Постоянное совершенствование заключается не только в штудировании учебных материалов. Профессионалы советуют регулярно просматривать качественные и плохие фильмы (рекламные ролики, видео, короткометражки – в зависимости от направления деятельности), детально их разбирать, анализировать, понять, почему одно получилось удачно, а другое нет. Второй важный аспект – чтение. Предпочтение следует отдавать чужим сценариям. Особого внимания стоят американские авторы, желательно на языке оригинала. Не стоит пренебрегать малоизвестными, нетипичными направлениями – у них можно почерпнуть что-то новое, оригинальное.
20 июля 2020
Придумайте персонажей
Теперь займитесь персонажами. Определитесь, сколько их будет, и наделите определёнными чертами характера. Чтобы зрители поверили в реальность их существования, старайтесь брать прототипы из реальной жизни.
Да и некоторые из подслушанных диалогов без зазрения совести можно вписать в сценарий. Ни один автор не придумает лучшего сценария, чем обычно подбрасывает нам сама жизнь.
Не следует делать из главного героя супермена или идеального человека. Таких в реальности не существует. Пусть у него будут какие-то слабости и недостатки, но он постоянно старается их преодолеть. Увидев подобный персонаж, зритель найдёт что-то общее с самим собой и проникнется к герою симпатией и сочувствием.
Не спешите показать все прелести задействованных в сценарии лиц в самом начале повествования. Раскрывайте их хорошие и не очень качества постепенно под действием каких-то внешних обстоятельств.
Анна Гудкова «Питчинг. Как представить и продать свою идею»
Книга, которой до недавнего времени очень не хватало начинающим сценаристам. Она не рассказывает, как написать сценарий, зато подробно рассказывает, как презентовать свой сценарий продюсеру.
Это не тайна, что, даже написав сценарий по всем правилам, начинающие сценаристы зачастую впадают в ступор, не зная, что делать дальше. Куда его отправить? Кому показать? Как это сделать, чтобы тебя заметили? Именно на эти вопросы отвечает эта книга.
Как можно продвинуть свой сценарий? Какие бывают сценарные конкурсы? Как к ним подготовиться самому и подготовить свой проект? Анна Гудкова, один из организаторов «Кинотавра», изнутри рассказывает, как проводятся творческие питчинги в Европе и, что более важно, в России. На данный момент аналогов этой книги на русском языке точно нет
На данный момент аналогов этой книги на русском языке точно нет.
Таким получился наш список литературы для начинающих сценаристов. Конечно, за пределами этой подборки осталось еще много достойных и полезных книг. А ведь сценаристу полезно изучить еще и книги из смежных тем. Например, мы даже коротко не коснулись книг по психологии для сценаристов.
Но ко всему этому мы обязательно еще вернемся в наших следующих статьях.
2 Роберт Макки. «История на миллион долларов»
Это мировой бестселлер, переведенный на более чем двадцать языков и являющийся обязательным к изучению студентов ведущих киношкол и университетов. Секрет успеха книги в том, что в ней максимально полно изложены методы и способы по созданию истории. Сторителлинг – ключевое понятие в учебнике, Роберт Макки фокусируется именно на процессе «рассказывания» истории, системно разбирая её элементы и структурные принципы. Однако читать книгу не так просто, она написана достаточно сухим академичным языком, и если вы владеете английским, то лучше прочитать оригинал, так как русский перевод не совсем точен.
Шаг 7. Перепишите.
Теперь, когда у вас есть законченный черновик, у вас сформируется намного лучшая картина вашей истории в целом. Вернитесь и уточните действие, закройте диалог и отредактируйте сценарий. Скорее всего, вам придется делать это не раз. При создании окончательной версии лучше использовать больше пробелов на своих страницах. Тогда сценарий легче читать и, кажется, быстрее пройти. Когда продюсеру приходится читать несколько сценариев в день, обидно видеть сценарий, заполненный страницами с подробным описанием действий и длинными монологами.
В целом, написание сценария — трудная задача, требующая жертв и преданности делу. В конце концов, это полезный процесс, в котором вы можете создавать персонажей и наблюдать, как они оживают, когда они выбирают путь для преодоления препятствий, которые вы поставили перед ними. Потратьте некоторое время на изучение ремесла, и ваш сценарий будет готов в кратчайшие сроки.
Для получения более подробных советов о том, как научиться писать сценарии, есть несколько книг, которые большинство профессионалов отрасли считают обязательными для чтения любым начинающим сценаристом. Каждый из них предлагает ценную информацию о различных аспектах разработки истории, создания интересных персонажей и создания продуманно мотивированного сценария. К ним относятся Screenplay автора Syd Field, Story автора Robert McKee, The Art of Dramatic Writing автора Lajos Egri и Save the Cat автора Blake Snyder.
Персонажи сценария
Любая история развивается тем или иным образом в зависимости от характера и поведения героев. Опишите краткую биографию каждого героя, включая подробности физического описания, возраста, пола, а затем напишите некоторые интересные факты о каждом персонаже, включая информацию о том, что в этом человеке есть такого, что вызывает конфликт между героями.
Возможно, вы захотите добавить дополнительных персонажей, если в ваших планах ввести побочную сюжетную линию. Побочная сюжетная линия — это элемент сценария, служащий для завязывания и развязывания сложностей в базовом сюжете, а также для демонстрации дополнительных деталей основной идеи фильма.
Формат сценария — общие принципы
Общие сведения:
- После титульной страницы сразу идет текст сценария. Никакого списка действующих лиц, списка сцен, краткого описания, бюджета, пожеланий для съемочной группы, оглавления, условий авторского права, автобиографии или иллюстраций.
- Сценарий пишется ТОЛЬКО в настоящем времени. Никаких: «Видел. Стоял. Говорил». Правильно: «Видит. Стоит. Говорит».
- Сценарии никогда не пишутся от первого лица. ВСЕГДА от третьего. Никаких: «Я стою и смотрю». Правильно: «Он стоит и смотрит».
- Номер страницы должен находиться в правом верхнем углу в 1,25 см от верхнего края. Нумерация начинается с первой страницы текста сценария, а не с титульного листа.
- Не нумеруйте сцены, пока вы не перейдете к подготовительному этапу съемок.
- Распечатывайте на качественном струйном или лазерном принтере для удобочитаемости.
- Не указывайте никаких дат или обозначений типа «Первый вариант», если вы отправляете сценарий профессионалам.
Краткая инструкция по форматированию:
- Шрифт: Courier New
- Размер шрифта: 12
- Выравнивание: по левому краю
- Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием НИКОГДА не используются (даже если это ремарка, даже если это чтобы выделить какую-то важную мелочь, даже если это просто ну очень-очень хочется – все равно НИКОГДА)!
- Поля страницы: Верхнее – 2,5 см, Нижнее – 1,25 см, Левое – 3,75 см, Правое – 2,5 см. Остальное без изменений.
- Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева – 6,75 см, Остальное без изменений.
- Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева – 3,75 см, Справа – 3,75 см, Остальное без изменений.
- Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева – 5,5 см, Справа – 4,5 см, Остальное без изменений.
Продюсеры, финансисты и агенты предпочитают, чтобы была возможность копировать сценарии и вставлять их где бы то ни было. Это будет намного проще, если вы будете использовать эти инструкции. Вам должно быть очень приятно, когда агенты распространяют ваш сценарий в своем профессиональном окружении.
Если вы сделаете все, как описано выше, то каждая страница вашего сценария будет соответствоовать в среднем 1 минуте вашего фильма. Это не всегда выходит так, но это часто близко к правде, и уже стало правилом в киноиндустрии.
Длительность фильма бывает обычно от 90 до 120 минут. Фильм короче 90 минут вызывает у зрителя ощущения, что фильм не стоит этих денег. Более 120 минут — и люди вынуждены отлучаться в уборную, туалет. (Если вы хотите снять 3-часовую эпопею, станьте для начала Питером Джексоном.)
Основываясь на правиле 1 страницы на 1 минуту, вы можете завершать писать сценарий, достигнув 90-120 страниц. Обычно, комедии длятся короче, т.к. людям не свойственно смеяться на протяжении длительного времени. Драмы, наоборот, могут длиться дольше.
Специалисты, прочитавшие тысячи сценариев, как правило, сразу отвергают сценарий, не написанный в должном формате, даже не читают его. Их суждения таковы: если автор даже не знает, как правильно писать сценарии, то скорее всего он не способен написать сколь-нибудь интересной истории. Эти убеждения оправдываются на практике.
Следовать правилам совсем не сложно, так что просто соблюдайте их и не походите на любителя.
Как написать сценарий: 10 основных шагов
Инструкция для тех, кто не знает, как развить сценарную идею в полноценный текст, который можно воплотить на экране
В сценарии, в отличие от других художественных произведений, действие максимально концентрированное. В нем нет места глубоким размышлениям героев и тщательному описанию пейзажей. Все это сценарист должен выразить через действия и диалоги, а над красивой «картинкой» будет работать режиссер.
В общих чертах все сценарии одинаковы — будь то полнометражная драма, короткий метр, мультфильм или рекламный ролик. Они строятся по стандартной пятичастной структуре, состоящей из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки, но отличаются в деталях. Если вы планируете извлечь из своей идеи какую-то прибыль, нужно уже на старте обозначить цель, определить тему, жанр и формат кинопроизведения.