Схема вышивки крестом Саксофонист

История саксофона

Самый первый инструмент появился на свет в 1842 году. Он был изготовлен в Бельгии, мастером по музыкальным инструментам — Адольфом Саксом. Через 4 года после появления на это изобретение был получен патент.

Начиная с середины XIX века музыканты, играющие на саксофоне, начали принимать участие в духовом оркестре. Несколько реже их можно увидеть в симфоническом. Музыкант может давать сольные концерты, используя специально написанные для этого произведения. Этому способствует инструмент со своим особым, оригинальным звуком, который отлично сочетается с певучим тембром. Обладает великолепными возможностями для исполнения различных музыкальных произведений.

Появление в конце XIX века на территории США нового оригинального музыкального стиля под названием джаз, сделало саксофон практически самым популярным и важным музыкальным инструментом. Этому способствовало специфическое звучание, а также большие возможности в выражении чувств.

Именно по этой причине уже в 1918 году возникла целое движение — «саксофономания», которое сопровождалось увеличением спроса на этот инструмент и широким распространением среди музыкантов. Причем как профессионалов, так и любителей.

Устройство саксофона

Саксофон представляет собой коническую трубку, изготавливаемую, как правило, из специальных сплавов: томпака (сплав меди и цинка), пакфонга (тот же состав, с добавлением никеля) или латуни. Для компактности трубка саксофона изогнута в форме чубука. Высокие разновидности саксофона (сопрано и сопранино) имеют небольшую длину, и поэтому обычно не изгибаются. Современные фирмы-изготовители музыкальных инструментов иногда выпускают прямые басовые саксофоны и, наоборот, изогнутые сопрановые, но это практикуется лишь в качестве эксперимента.

Саксофон состоит из трёх частей: раструба, собственно корпуса, и «эса» (тонкой трубки, продолжающей собой корпус). На эс насаживается мундштук, строение которого очень похоже на строение мундштука кларнета: он также имеет клювообразную форму, изготавливается из чёрного эбонита или пластика, а у теноровых и более низких разновидностей — иногда из металла. Многообразие жанров и направлений, в которых используется саксофон, определило большое количество вариантов строения самого мундштука в зависимости от требуемого звучания.

Мундштуки отличаются друг от друга по таким параметрам, как открытость (расстояние от кончика трости до верхнего кончика мундштука) и длина выемки (длина свободной части прижатой к мундштуку трости). Для классического исполнения используются более закрытые мундштуки, для других жанров — более открытые.

Звукообразующим элементом на саксофоне является трость (язычок), которая тоже схожа по строению с тростью кларнета. Обычно для её изготовления применяется камыш, однако некоторые модели делаются из синтетических материалов. В зависимости от разновидности саксофона, для которой они предназначены, трости имеют разные размеры.

Трость прикрепляется к мундштуку с помощью особого приспособления — лигатуры, представляющей собой небольшой хомутик с двумя винтами. Лигатура для классического саксофона делается из металла, музыканты джаза и других жанров используют наравне с металлическими лигатурами кожаные, дающие трости более свободное колебание.

Для предохранения трости от случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.

Популярные статьи  Цветы из атласных лент: красота своими руками

Саксофон снабжён сложной системой клапанов, закрывающих и открывающих отверстия на его корпусе. Их количество варьируется от 19 до 22 в зависимости от разновидности инструмента.

Требования к музыканту

Схема вышивки крестом СаксофонистДля того чтобы стать профессиональным музыкантом и освоить профессию саксофонист, следует:

  1. постоянно развивать у себя музыкальные и творческие способности;
  2. стремиться приобретать новые знания, умения и навыки;
  3. отрабатывать как новые, так и хорошо известные пьесы, добиваясь высокого мастерства их исполнения;
  4. участвовать в выявлении новых одаренных детей, которые готовы проходить обучение по классу саксофон, проводить их подготовку.

Кроме того, специалист должен будет:

  1. развить у себя интерес и любовь к классической и современной эстрадной музыке, а так же к непосредственному музыкальному творчеству;
  2. работать над развитием музыкальных способностей, таких как: слух, память, ритм;
  3. учиться использовать эмоциональную сферу и музыкальность, артистизм для качественного исполнения произведений;
  4. доводить до совершенства знание музыкальной грамоты;
  5. вырабатывать автоматизм в исполнении, как в оркестре, ансамбле или сольно;
  6. постоянно совершенствовать свою технику исполнения;
  7. стремиться уже на начальной стадии разучивания, понять, замысел композитора;
  8. стремиться побороть возникающий страх публичных выступлений. Если такой имеется.

Лучшие джазовые саксофонисты

Чарли Паркер (1920-1955)

Charlie Parker

Несмотря на свою короткую жизнь, Чарльз «Птица» Паркер оставил заметный след в джазовой музыке. Его нежелание следовать правилам «классической школы» игры на саксофоне породило новое направление – бибоп.

Он отличается удивительной изворотливостью импровизации, необычным подходом к подбору аккордов и диапазону тонов: от чистых и ярких до мягких и обволакивающих. Направление бибоп дало толчок развитию музыки и стало востребованным у слушателей.

Джон Колтрейн (1926-1967)

John Coltrane

Как и многим гениальным людям, Джону Колтрейну не удалось прожить долгую и спокойную жизни. И было бы это куда печальнее, если бы он не остался жить в сердцах и памяти своих слушателей. В ранних произведениях Джона, когда он играл совместно с знаменитейшими представителями джаза того времени (Телониус Монк и Майлз Дэвис), можно услышать стиль бибоп.

Однако многим он известен по произведениям более позднего периода, как независимого исполнителя. Его музыку называли божественной, а его самого – святым. Он известен как лучший сопрано-саксофонист. Джон не боялся уйти от всем известных стилей, не боялся экспериментировать, благодаря чему и достиг индивидуальности своей игры. Написанные им произведения стали учебником для последующих поколений.

Лестер Янг (1909-1959)

Lester Young

Некоторые восхищались им и называли «Моцартом джаза», другие насмехались над нестандартной душой гения. Но никто не может отрицать, что лучшие джазовые саксофонисты без Лестера Янга просто не смогут существовать.

Возможно, именно то, что Янг рос, окруженный музыкой, с самого детства и обладал навыком игры не только на саксофоне, но и трубе, барабанах, скрипке, как раз способствовало развитию в будущем у музыканта своего собственного и неповторимого стиля. Холодная замысловатая музыка, необычная импровизация – ему нет равных в кул-джазе, среди его современников и следующих поколений музыкантов.

Джулиан «Кэннонболл» Эддерли (1928-1975)

Cannonball Adderley

Популярные статьи  Деним — что это такое применение в одежде состав ткани

Пародировавший в начале своего пути игру Чарли Паркера впоследствии Эддерли Кэннонболл твердо занял свою позицию среди выдающихся исполнителей джазового саксофона. Он участвовал в записи самого продаваемого альбома за всю историю джаза – Kind of Blue Майлза Дэвиса. Динамичный, живущий в ногу с ритмами больших городов даже спустя десятилетия после выхода. Джулиан Кэннонбол всю жизнь играл в стиле хард-боп, предпочитая идти единым курсом и совершенствовать технику игры.

Коулман Хокинс (1904-1969)

Coleman Hawkins

Хотелось бы выделить и такую персону как Коулмана Хокинса – не просто саксофониста, но учителя, создавшего свою собственную исполнительскую школу. Именно благодаря ему мы знаем Лестера Янга и Бена Убстера, а также многих других джазменов такими, какими они до нас дошли. Характерными для его исполнения были стили свинг и бибоп. Именно он показал, как значим тенор-саксофон в джазе и какой силы нот можно добиться благодаря этому духовому инструменту.

Стэн Гетц (1927-1991)

Stan Getz

Стэн Гетц имеет русско-украинские корни. Несмотря на то, что он прекрасно владел виолончелью и контрабасом в юношестве, именно саксофон сделал Стэна известным. Его умение играть с изяществом, тонко и легко извлекать изящные мелодии из саксофона сделали его обладателем прозвища «Звук».

Гетц был популярен и востребован, проколесив полмира с разными музыкальными коллективами. И даже, отдалившись от родного джаза в сторону музыки латиноамериканской, он не забывал своей страсти. Так в его репертуаре все чаще стали появляться стили самба и босса-нова.

Пол Дезмонд (1924-1977)

Paul Desmond

Когда говорили про Пола Дезмонда, всегда отмечали его необычайный ум, удивительную манеру игры на саксофоне и литературный дар. Как бы комично не смотрелся на сцене худой, опирающийся на пианино мужчина из квартета Дэйва Брубека, его музыка обладала непередаваемой властью на людским разумом.

Такая гармоничная, строго поставленная и тонкая, она была лучшим представителем стиля кул-джаз. Здесь не было шума, неровных нот и странных аккордов – лишь лирические соло Пола, наполняющие тело необычайным спокойствием и легкостью.

Фил Вудс (1931-2015)

Phil Woods

Фил Вудс – человек необычайной хитрости. Известно, что он женился на Чен Паркер, вдове своего кумира Чарли Паркера. Один из лучших альт-саксофонистов едва ли уступает «Кэннонболлу». Впрочем, хотелось бы отметить его и как выдающегося бэнд-лидера, вставшего во главе сервайвл-движения за сохранение и развитие классического джаза и таких направлений, как бибоп, хард-боп, кул-джаз и свинг. Фил Вудс входит в список лучших джазовых исполнителей XX века. Его мысли были о новом, о будущем, но не переступая через прошлое.

Техника игры на саксофоне

Аппликатура саксофона близка аппликатуре гобоя, а принцип извлечения звука сходен со звукоизвлечением на кларнете. При этом регистры саксофона более однородны, чем регистры кларнета.

Возможности саксофона очень широки: по технической подвижности, особенно в легато, он конкурирует с кларнетом, возможна большая амплитуда вибрации звука, чёткое акцентированное стаккато, глиссандированные переходы с одного звука на другой. К тому же саксофон обладает значительно большей, чем у других деревянных духовых, силой звука (примерно как у валторны). Его способность органически сливаться как с группой деревянных, так и медных духовых помогает ему успешно объединять эти группы по тембру.

Популярные статьи  Подарок любимому своими руками: признаемся в своих чувствах!

B

  • Бастер Бейли (1902–1967)
  • Эрик Балке (род. 1953) (альт, сопрано)
  • Иэн Баллами (род.1964) (тенор, альт, сопрано)
  • Пэт Лабарбера (род.1944) (тенор, сопрано, альт)
  • Гато Барбьери (1934–2016) (тенор)
  • Эдди Бэрфилд (1909–1991)
  • Гейб Балтазар (альт)
  • Дейл Барлоу (1959 г.р.) (тенор, сопрано)
  • Кэролайн Брейер (род.1969) (альт, сопрано)
  • Алан Барнс (род. 1959) (альт, баритон)
  • Бутси Барнс (род. 1937) (тенор)
  • Джон Барнс (родился 1932) (тенор)
  • Поло Барнс (1901–1981) (альт)
  • Чарли Барнет (1913–1991) (тенор, альт, сопрано)
  • Кьелл Бартольдсен (1938–2009) (тенор)
  • Гэри Бартц (1940 г.р.) (альт, сопрано)
  • Марио Бауза (1911–1993) (альт)
  • Уолтер Бизли (род.1961) (альт, сопрано)
  • Сидни Бешет (1897–1959) (сопрано, тенор, бас)
  • Джей Бекенштейн (1951 г.р. ) (сопрано, альт)
  • Ной Беккер (1970 г.р.) (альт)
  • Боб Белден (1958–2016) (тенор, сопрано)
  • Текс Бенеке (1914–2000) (тенор)
  • Дэниел Беннетт (1979 г.р.) (альт)
  • Эли Беннетт (1989 г.р.) (тенор)
  • Айви Бенсон (1913–1993) (альт)
  • Боб Берг (1951–2002) (тенор, сопрано)
  • Тотти Берг (1935–2012) (тенор)
  • Кристиан Бергхейм (1926–2010) (тенор)
  • Джерри Бергонци (род.1947) (тенор, сопрано)
  • Тим Берн (род. 1954) (альт, баритон)
  • Чу Берри (1910–1941) (тенор)
  • Барни Бигард (1906–1980) (тенор)
  • Дэвид Бинни (род. 1961) (альт)
  • Крис Бискоу (род. 1947) (альт, сопрано, тенор, баритон)
  • Альфонсо Блэквелл (альт, сопрано, тенор)
  • Рон Блейк (род. 1965) (тенор, сопрано)
  • Симус Блейк (1970 г.р.) (тенор)
  • Уолтер Бландинг (1971 г.р.) (тенор)
  • Джейн Ира Блум (род.1955) (сопрано)
  • Hamiet Bluiett (1940 г.р.) (баритон)
  • Артур Блайт (1940 г.р.) (альт, сопрано)
  • Селин Бонацина (1975 г.р.) (баритон, альт, сопрано)
  • Грэм Бонд (1937–1974) (альт)
  • Эрл Бостик (1913–1965) (альт)
  • Ральф Боуэн (род. 1961) (тенор, альт, сопрано)
  • Чарльз Бракен (1940 г.р.) (тенор, сопрано)
  • Дон Брейден (род. 1964) (тенор)
  • Энтони Брэкстон (1944 г.р.) (все саксофоны)
  • Майкл Брекер (1949–2007) (тенор, сопрано)
  • Виллем Брейкер (род.1944) (саксофоны)
  • Ник Бриньола (1936–2002) (баритон, сопрано, тенор, альт)
  • Гордон Брискер (1937–2004) (тенор)
  • Тина Брукс (1932–1974) (тенор)
  • Петер Бретцманн (род. 1941) (альт, тенор, бас)
  • Ари Браун (род.1944) (тенор, альт, сопрано)
  • Бойс Браун (1910–1959) (альт)
  • Пит Браун (1906–1963) (альт, тенор)
  • Марион Браун (1935–2010) (альт)
  • YolanDa Brown (1982 г.р.) (тенор, сопрано, альт)
  • Тор Брунборг (1960 г.р.) (тенор)
  • Расти Брайант (1929–1991) (альт, тенор)
  • Джейн Баннетт (род.1955) (сопрано)
  • Крис Бернетт (род. 1955) (сопрано, альт)
  • Джон Батчер (род. 1954) (тенор, сопрано, баритон)
  • Сэм Бутера (1927–2009) (тенор)
  • Игорь Бутман (род.1961) (альт)
  • Дон Бяс (1912–1972) (тенор)

Подведем итоги

Подводя итоги статьи, хочется пояснить, что информация, представленная в ней, будет одинаково полезна как для детей, так и для взрослых, которые заботятся о будущей профессии своего ребенка.

Максимально подробно мы рассказали, что за профессия это, в чем заключаются обязанности саксофониста и чем занимается он. Так же мы раскрыли тему плюсов и минусов данного вида деятельности, которые необходимо изучить каждому, желающему прийти в это музыкальное направление. Прочитав нашу статью, у вас не возникнет вопрос: «Саксофонист кто это такой

Возможно вам будет интересна статья: Ювелир кто это такой и что он делает, особенности профессии

Оцените статью